Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish

Дзюдо

judo.jpg

Современное дзюдо обычно представляют как спорт, боевое искусство, духовную дисциплину, систему физического воспитания и вид активного отдыха. В определенной мере все это, да и не только, дзюдо. Для тех, кто всего себя отдал дзюдо, оно является образом жизни. Но полностью оценить истинную природу дзюдо еще предстоит шестимиллионной армии его сторонников, поскольку личные интересы сузили само понимание задач дзюдо, когда многим важным чертам дзюдо не уделялось внимания в угоду некоторым его особенностям.

Чтобы увидеть дзюдо в истинном свете, необходимо изучить исходную форму, Кодокан Дзюдо, поскольку она связует японское средневековое, иначе классическое, дзюдо и спортивно-состязательную разновидность дзюдо, столь популярную в мире сегодня.

Дзюдо - один из самых молодых видов восточных воинских искусств, ему чуть больше ста лет. Рождение дзюдо не случайно совпадает по времени с эпохой величайших перемен в политической и экономической жизни Японии. В 1868 г. под натиском сторонников радикальных реформ рухнула феодальная система правления, в стране начались буржуазные преобразования в самых различных областях общественной деятельности. Толпы самураев, чьей профессией являлась военная служба у дайме (крупных феодалов), остались без работы. Многие из них переквалифицировались в учителей, врачей, инженеров. Однако те, кто не захотел менять профессии, стали преподавать искусство ведения поединков широким массам. Школы дзюдзюцу стали расти как грибы, привлекая сотни учеников. Различные школы и направления безжалостно соперничали друг с другом, охотно прибегая к физической расправе с противниками. Рядом с настоящими мастерами благополучно уживались шарлатаны и дилетанты. Такое положение вещей привело к профанации дзюдзюцу. Это послужило толчком к новому витку в развитии воинских искусств, который неразрывно связан с именем Кано Дзигоро.

Кано Дзигоро, отец современного дзюдо, родился в маленьком приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Отпрыск небогатого самурайского рода, он с ранних лет проявил склонность к гуманитарным наукам, был трудолюбив и усидчив. После революции Мэйдзи семья в 1871 г. переехала в Токио, и Кано, окончив среднюю школу, поступил в Токийский имперский университет. В студенческие годы он впервые стал задумываться над возможностью достижения гармонии тела и духа. Окончательное решение посвятить себя дзюдзюцу созрело у юноши только к восемнадцати годам - возраст уже весьма почтенный для начала занятий любым спортом. Тем не менее Кано, не отличавшийся идеальными физическими данными, сумел в короткий срок освоить трудную технику захватов и бросков. Основы мастерства Кано перенял у наставника Яги Тэйноскэ. Затем он последовательно обучался у таких признанных авторитетов, как Фукуда Хатиноскэ и Исо Масотомо из школы Тэнсин синъе-рю (школа Истинной сути души Неба), а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю (школа Подъема и ниспровержения). Тем временем Кано оканчивает университет и поступает в высшую школу пэров, привилегированное учебное заведение, открывавшее доступ к важным государственным постам. И все же победила любовь к воинским искусствам. В 1882 г. Кано открыл при храме Эйсе в Токио собственную школу Кодокан (Клуб постижения Пути).

Дошедшая до нас история Кодокана полна драматических эпизодов. Первые годы становления дзюдо были заполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой с многочисленными конкурентами. За какие-нибудь пять лет школа доктора Кано завоевала всеобщее признание. Глубина философских идей ее основателя, благородство поставленной цели - воспитание гармонично развитого человека, достойное поведение учеников - все это вызывало симпатии простых людей. Однако старые школы дзюдзюцу стали с удвоенной силой отстаивать свои права. Их лидеры публично обвиняли Кодокан в отсутствии практических навыков, в напыщенной схоластике, называли Кано книжным червем, отбивающим хлеб у истинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на дзюдо школа дзюдзюцу Реи синто-рю (школа Истинного искусства борьбы, внушенного доброй волей). Глава этой школы Тоцука Хикоскэ не раз поносил Кодокан в печати, провоцировал своих приверженцев с учениками Кано - словом пытался любыми способами дискредитировать соперников.

Развязка наступила в 1886 г., когда начальник Управления имперской полиции назначил проведение решающего матча между двумя школами. Поражение Кодокана наверняка привело бы к запрету дзюдо, ибо власти приняли решение упорядочить систему преподавания боевых искусств в стране и выбрать в качестве эталона единственную, наиболее эффективную школу. В командных состязаниях приняло участие по пятнадцать мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках питомцы Кано одержали победу, две окончились в ничью. Вскоре после этой победы дзюдо нашло применение в полиции и в армии, а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.

Однако, Кано не остановился на достигнутом. В свободное от тренировок время он неустанно штудировал биографии мастеров дзюдзюцу, старинные книги, посещал занятия в других школах, изучал, анализировал, сравнивал.

Вот как описывает сам профессор Кано свой путь к созданию нынешнего дзюдо: " Я изучал искусство дзюдзюцу у многих знаменитых мастеров позднего феодализма, которые были еще живы в пору моей юности. Их наставления обладали большой ценностью, так как являлись результатом глубоких исследований и долговременных опытов. Однако все эти наставления давались не в виде приложения к некоему всеобъемлющему принципу, но лишь как независимые изобретения отдельных специалистов. Обнаруживая различия в технике, я часто оказывался в затруднении, не зная, что здесь верно, а что нет, и чему следовать предпочтительнее. Такое положение привело меня к мысли о необходимости более тщательно изучить предмет. В результате я убедился, что, какова бы ни была цель, будь то нанесение удара в определенное место или проведение броска определенным способом, всегда должен существовать единый всеобъемлющий принцип, управляющий всей сферой, и этот принцип - оптимальное, наиболее эффективное использование духовной и физической энергии, направленное на достижение конкретной цели. Сформулировав основополагающий принцип, я снова, под иным углом зрения, изучил разнообразные методы нападения и защиты, которые преподавались в то время, и были в пределах моего досягания. Все их достоинства я сверял с данным принципом. Так я мог сохранить все те, что соответствовали найденному принципу, и устранить те, что ему не соответствовали."

Считается, что технический комплекс приемов Кодокана был завершен в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над теорией дзюдо, и в особенности над морально-этическими проблемами изучения воинских искусств, Кано продолжал работать еще многие годы. Окончание этого труда знаменовалось созданием в 1922 г. Культурного общества Кодокан (Кодокан бунка кекай), лозунгами которого стали заповеди Кано: "Наиболее результативное приложение силы" (Сэйреку дзэнъе) и "Взаимное благоденствие" (Дзита кеэй).

Поясняя физические предпосылки своего учения, Кано пишет: "Дзюдо означает Путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как дзюдзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзюдо", и далее: "Принцип максимально эффективного использования тела и духа является основополагающим принципом, который направляет всю технику дзюдо. Однако в нем заключено нечто большее. Тот же принцип может быть применен для исправления дефектов и совершенствования человеческого тела, для того чтобы сделать человека сильным, здоровым и приносящим пользу обществу. Это составляет суть физического воспитания. Данный принцип может быть использован и для улучшения питания, одежды, жилища, общественных отношений, способов делопроизводства, становясь, таким образом, школой жизни. Этот всеобъемлющий принцип я и называю дзюдо. Итак, дзюдо, в широком смысле слова, есть наука и методика тренировки тела и духа, равно как и урегулирования всех жизненных процессов".
Незадолго до второй мировой войны профессор Кано пытается заинтересовать своей системой Международный олимпийский комитет, на заседание которого он приезжает в Каир. Однако, возвращаясь с заседания МОК 4 мая 1938 г. профессор Кано умер на корабле. Его мечта осуществилась в 1964 г., когда дзюдо официально вошло в программу Олимпийских игр в Токио и с тех пор является неотъемлемой частью мирового спорта.

Следует отметить, что распространение дзюдо в мире началось еще в тридцатые годы, однако, оно приостановилось во время второй мировой войны и в первые послевоенные годы, в связи с введением американскими оккупационными войсками запрета на развитие боевых искусств в Японии. Но после отмены запрета мировой интерес к восточным боевым искусствам вспыхнул с новой силой. В1948 году проводится чемпионат Японии. Вскоре после этого была образована Всеяпонская федерация дзюдо, а в Лондоне возникла Европейская федерация дзюдо. С1951 года начала свою работу Международная федерация дзюдо. Дзюдо к тому времени уже было достаточно популярно в ведущих мировых странах, и первый чемпионат мира по дзюдо состоялся уже в 1956 году.

"Судейские правила" Международной федерации дзюдо развивались много лет. Изменения в "Правилах" неизбежны и необходимы, чтобы поддерживать дзюдо в динамике совершенствования, учитывая нововведения, предлагаемые со стороны спортсменов и тренеров. На содержание "Правил" также влияют: интернационализация дзюдо во всем мире, широкое распространение "женского дзюдо", включение дзюдо в программу Олимпийских Игр, активное сотрудничество с телевидением.

До образования Международной федерации дзюдо в 1951 году, в соревнованиях внутри префектур и на национальных чемпионатах Японии судейство традиционно осуществлялось специалистами высокого ранга. Великие Мастера, отдавшие много лет дзюдо, оценивали действия борцов на татами без каких - либо обсуждений и альтернатив, располагаясь на татами в позициях двух боковых судей. В тех случаях, когда их оценки, по мнению других специалистов, были сомнительны, это рассматривалось как досадное недоразумение. Продолжительность поединков доходила до 20 минут. В спорных ситуациях существовали различные критерии определения победителя. Так, например, в 1948 году, на Всеяпонском чемпионате победитель определялся системой специального голосования.

На официальных чемпионатах Японии, начиная от первого в 1930 году и последующих до 1948 года не существовало каких-либо письменных правил. Однако, в связи с образованием Международной федерации, быстрым распространением во всем мире и становлением дзюдо как мирового вида спорта, возникла необходимость конкретных письменных правил для организации и проведения соревнований. Особенно это было актуально для Европы, где дзюдо прогрессировало очень быстро.

Стало очевидно, что для международного понимания и правильной интерпретации нужны такие правила, которые будут понятны всем.

В связи с подготовкой к проведению в Токио первого чемпионата Мира в 1956 году, специалисты известной школы дзюдо "Кодокан" в 1948 году сформулировали и написали правила, которые затем были переведены на английский язык.

Чтобы наиболее полно охватить изменяющиеся обстоятельства и условия, вызванные быстрым развитием дзюдо во всем мире, эти правила были пересмотрены и дополнены в 1951 и в1955 годах. В 1960 году, на конгрессе Международной федерации дзюдо, перед 3-м чемпионатом Мира по предложению Европейского Союза дзюдо была сформирована комиссия по изменению правил и, в 1961 году, эти измененные правила вступили в действие.

В 1964 году дзюдо дебютировало на Олимпийских Играх в Токио, как демонстрационный вид спорта, что вызвало потребность модернизации правил для развития дзюдо как Олимпийского вида, в частности увеличения количества весовых категорий для спортсменов. Международная федерация дзюдо расширила количество весовых категорий с трех до пяти, и в 1979 году до семи. На чемпионатах Мира стали разыгрываться первенства в абсолютной категории, но в программе Олимпийских Игр этого нет.

Международная федерация дзюдо, в настоящее время, стоит на позициях уважения " канонов" дзюдо, созданных основателем Дзигоро Кано, и, вместе с тем, как диктует время, предпринимает меры по дальнейшему совершенствованию дзюдо в мире.

Новое направление в модернизации правил связано с Чарльзом Палмером, известным английским дзюдоистом, который был избран вторым в истории дзюдо Президентом Международной федерации на Конгрессе в 1965 году. (С 1952 года президентом Международной федерации дзюдо был Рисеи Кано). Ч.Палмер организовал судейскую комиссию в составе Д.Нувелартса де Аже из Нидерландов,Т.Кавамура из Японии и Л.Харгрейва из Новой Зеландии, которая затем расширилась до 5 членов, по одному от каждого континентального Союза дзюдо. Директор судейской комиссии избирался на Конгрессе IJF.

Дзюдо в мире становилось все популярнее Количество стран, развивающих дзюдо стремительно увеличивалось. Так вначале было только 17 Национальных федераций развивающих дзюдо, а сейчас их число более 200.На всем продолжении развития дзюдо увеличивалось и количество судей. В настоящее время в мире 286 судей имеют лицензию "А" -интернациональную (олимпийскую) категорию и 614 судей- лицензию "В"-континентальную (международную) категорию. (На апрель 2002 г. в Европейском Союзе дзюдо EJU 241 судья имеют лицензию "А" и "В", из них -38 "А").

Члены судейской комиссии IJF, являясь руководителями судейских комиссий в континентальных Союзах, ведут активную работу по проведению семинаров для судей, подготовке и отбору их ко всем континентальным и мировым соревнованиям по дзюдо.

Важнейшей задачей судейской комиссии является своевременный анализ развития техники и тактики дзюдо. Современные тренеры и спортсмены постоянно в поиске, ищут новые варианты, модернизируют известные технические действия для достижения победы. Совершенно очевидно, что и судьи дзюдо должны быть в курсе этих новаций и не допускать ошибок при судействе.

За все эти годы, прошедшие с первого Чемпионата Мира в Токио и до наших дней, правила судейства регулярно пересматривались и видоизменялись. Это необходимо делать и далее, чтобы проводить соревнования на высоком спортивном уровне, привлекать внимание средств массовой информации, зрителей и спонсоров, которые поддерживают наш прекрасный вид спорта.

Вот только некоторые этапы изменения судейских правил:

  1. 1950-е - Запрещено проведение болевых приемов на шею и ноги.
  2. 1960-е -Стандартизирован словарь судейских терминов на Японском языке. Судейская форма стала иметь современный вид (до этого судьи были одеты в "дзюдоги).
  3. 1965 - Введены 3 весовые категории, плюс абсолютная категория.
  4. 1967 - Количество весовых категорий увеличено до 5, плюс абсолютная категория.Отменены поклоны спортсменов к судьям перед началом и по окончании поединка на татами.
  5. 1972 - Введены "опасная" (красная) зона татами шириной 1 метр и "зона безопасности" шириной 2,5 метра. Ранее границей "рабочей" зоны являлась красная полоса шириной 7 см. Введено табло, устанавливаемое рядом с татами, для регистрации оценок и наказаний, которые объявляет арбитр дзюдоистам.
  6. 1974 - Введены оценки "юко" и "кока" и соответствующие им наказания "чуй" и "шидо" с регистрацией на табло. Это позволяет судьям, спортсменам и зрителям видеть весь ход поединка с оценками и наказаниями и видеть, кто из соперников в данный момент является лидером. До принятия этого решения судьи должны были запоминать все действия дзюдоистов вплоть до окончания поединка.
    Угроза наказания за неведение борьбы "шидо", "чуй" и т.д. заставила спортсменов более активно вести поединок.
    Роль боковых судей стала более важна, т.к. они, с этого момента, имеют право менять решение арбитра, если оба имеют другое мнение (мнение " большинства" из трех судей)
    Отменена такая практика, чтобы судьи вытаскивали дзюдоистов на середину татами, если они оказывались за пределами "рабочей" зоны при борьбе лежа. Это всегда расценивалось как некоторое развлечение для зрителей, особенно если это происходило со спортсменами тяжелых весовых категорий.
    Продолжительность поединка установлена 6 минут, в полуфиналах 8 и в финалах 10 минут.
  7. 1975 - Отменено положение о том, что спортсмен, которого наказывают официальным предупреждением "кейкоку",должен был вставать на колени, поскольку это сочтено слишком оскорбительным. Также, дзюдоисты не должны вставать на колени, если требуется привести "дзюдогу" в порядок.
    Определены принципы и уровни наказаний за проведение запрещенных действий.
    Падение на "мост" стало рассматриваться как нежелание спортсмена падать на спину, что, в конечном итоге, влечет за собой опасность для его шеи и головы при приземлении. Поэтому, когда спортсмен оказывается в положении "моста" после проведенного соперником броска, арбитр объявляет "иппон".
    В тех случаях, когда дзюдоист встает из положения "лежа" с противником на спине, поединок останавливается сигналом "матте".
  8. 1976 - Введено понятие "чистого" времени. Часы, фиксирующие время поединка останавливаются по команде арбитра "матте" и включаются вновь по команде "хаджиме". Ранее, чтобы остановить время, арбитр объявлял "дзикан".
  9. 1978 - Опасная практика "нырка" головой в татами при проведении технических действий как "учи-мата" (подхват под разноименную ногу), "хараи-гоши" (подхват под две ноги) и т.п. иногда является причиной повреждения позвоночника у спортсмена, выполняющего эти броски. Теперь дзюдоист, выполняющий подобные действия, немедленно получает наказание -"хансоку маке"- дисквалификацию.
    Время пребывания доктора на татами при осмотре травмированного спортсмена ограничено до 5 минут.
    Отменено положение, при котором спортсмен автоматически считается проигравшим, если он имеет оценку за техническое действие и эквивалентное ей наказание, а у его противника ничего нет. Победитель стал определяться мнением большинства судей - "хантей".
  10. 1979 - Количество весовых категорий увеличено до 7, плюс абсолютная категория.
    Установлены предельные разрешенные размеры "дзюдоги" для спортсменов и утвержден порядок контроля за их состоянием, начиная со времени взвешивания и до каждого выхода на татами.
    Спортсмены, имеющие длинные волосы, должны их надежно подвязывать.
    В течение короткого периода (1 год) дзюдоисты при выходе на татами меняли свои, соответствующие уровню подготовленности, пояса на красный и белый. Позже это было отменено и предложено спортсменам повязывать красные и белые повязки поверх своих поясов.
  11. 1980 - В Нью-Йорке (США) проведен первый чемпионат Мира среди женщин.

В последующем, в правила, были введены следующие поправки:

  • Объявленные арбитром наказания для спортсмена фиксируются на табло и немедленно переводятся в эквивалентные оценки для соперника.
  • Правило "5-ти секунд" с соответствующим жестом предусматривает ограничение времени нахождения дзюдоиста в "опасной зоне", если он не атакует противника и не выполняет действий против атак противника. Сначала это правило было непопулярным, а затем спортсмены стали его широко применять в решении тактических задач на краю татами.
  • Предложена горизонтальная конфигурация информационного табло, на котором лидирующий спортсмен в любой момент поединка очевиден.
  • Стали засчитываться те броски, при которых защищающийся спортсмен выходит за пределы "рабочей" зоны одной или двумя ногами, а, нападающий, проводя бросок, находится в "рабочей зоне".
  • Борьба в положении "лежа" продолжается до тех пор, пока любая часть тела любого спортсмена касается "рабочей" зоны татами.
  • Техника броска "кани-басами" - (ножницы) признана опасной и запрещена.
  • Доктор имеет право выходить на татами только 2 раза с продолжительностью каждого не более одной минуты.
  • Ограничена продолжительность захватов за ноги, если при этом не проводится бросок.
  • В соответствии с Олимпийской аббревиатурой название страны, представляемой спортсменом, указывается на нашивке, прикрепляемой сзади на "дзюдогу".
  • Учитывая пожелания телевизионных компаний, с 1997 года общепринята синяя "дзюдога".
  • Продолжительность полного "осаекоми" - (удержания) уменьшилась до 25 секунд.
  • Отменены поклоны спортсменов перед началом первого и по окончании последнего поединка соревновательного дня в сторону руководителя татами.
  • Введено понятие "неправильные" захваты с соответствующими ограничениями в их применении и последующими наказаниями.
  • Введены предельные размеры отворота "дзюдоги": по ширине не более 5 см и по толщине не более 1 см.